|
09:05
14 апреля в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи провел круглый стол на тему: "Электронный парламент": вопросы правового обеспечения". Для выступления об опыте ФРГ по использованию новых технологий в парламентской деятельности была приглашена и директор Института энергии знаний Татьяна Иларионова. По техническим причинам профессор не смогла принять в мероприятии участие. Ниже – тезисы ее запланированного выступления. Татьяна Иларионова, доктор философских наук, главный редактор научного гумбольдтовского журнала «Россия и Германия» Германский опыт электронной парламентской открытости(на примере Бундестага) Тезисы - Бундестаг – один из первых органов власти в ФРГ, который создал подразделение по печати. Оно было призвано информировать общественность о происходящих дебатах. Боязнь немцев создавать какие бы то ни было специальные структуры для связи с прессой (тем более для управления прессой) имела исторические корни: Западная Германия после разгрома «третьего рейха» не хотела никакого подобия министерства пропаганды, каким в свое время руководил Геббельс. Однако потребность представлять общественности новости из власти побудила законодательный орган Федеративной Республики создать все-таки свою службу. Кстати, первой и единственной государственной газетой в ФРГ была и остается «Дас парламент» - газета о деятельности Бундестага.
- Служба по связям с прессой выполняла исключительно технические функции: она помогала журналистам в установлении контактов с депутатами, содействовала получению редакциями информации. Это была успешная работа. Для германской прессы, как качественной, там и массовой, со временем главным событием, захватывающей интригой, интересным поводом для публикаций и, благодаря этому, способом увеличения аудитории стало освещение законодательной деятельности. Немецкие журналисты не пропускают ни одного сколько-нибудь значимого законопроекта без его подробного объяснения читателям, без анализа его сильных и слабых сторон, без активизации общественности в случае, если он может привести к нежелательным социальным последствиям. Пул журналистов, которые разбираются в законах и которые в состоянии доступным языком рассказать о них населению, достаточно большой, и он отлично действует.
- Ключевой задачей формирования режима открытости Бундестага было обеспечение свободного доступа граждан страны (и иностранцев) к действующим законодательным актам и к готовящимся проектам. Полнотекстовые версии вывешены на сайте германского правительства, законопроекты – и на сайте Бундестага, и на сайте министерств.
- На расширение доступа к этой информации и было нацелено внедрение новых технологий. В Интернете еще в конце 1990-х гг. были выставлены для бесплатного пользования все законы, они были снабжены удобной навигацией, там же размещались документы правительства, статистика – словом, все то, что воспринималось как достояние общества и государства.
- Сегодня Бундестаг в Интернете представлен своим сайтом http://www.bundestag.de. Особенность нынешнего его оформления в том, что каждый важный сюжет сопровождается аудиовидеорядом, благодаря этому избиратели могут оценить, как депутаты обсуждали ту или иную проблему, какие точки зрения ими высказывались. Из-за большого легкодоступного видеоархива возникает своего рода персонификация деятельности Бундестага.
- И это наряду с тем, что на сайте можно найти любую исчерпывающую информацию о самом Бундестаге. На это повлияла осуществлявшаяся в 2002 –2005 гг. программа «Германия онлайн», в ходе которой и были значительно улучшены многочисленные сервисы для пользователей, внедрены внутриорганизационные компьютерные системы, модернизированы управленческие коммуникации в аппарате.
- Сайт Бундестага оформлен так, чтобы пользователю, ко всему прочему, не было скучно. Там парламентаризм представлен и как «материал» для игры, прежде всего игры для взрослых («Проверь себя: смог бы ты быть депутатом?»).
- В 2004 – 2009 гг.в стране проводилась административная реформа, в ее начале задумывалось добиться большей унификации государственного управления. Однако в ходе дискуссий о новом облике государственной службы, о создании эффективных систем государственного управления от попыток жесткой централизации Германии отказались, напротив, усилилась политика федерализма. Это сказывается и на деятельности Бундестага: он не руководит напрямую земельными парламентами, нет и связи между его электронными ресурсами и ресурсами региональных законодательных органов. Вы не найдете никакой отсылки на сайт Баварского или Тюрингского ландтагов с сайта Бундестага. Может быть, это формальный знак, но он важен для граждан, это подчеркивает, с одной стороны, особый статус Бундестага, а с другой,- то, что Германия – федеративная страна, где у каждого уровня управления свой круг ответственности.
- Важно и то, что, несмотря на новые технологии, Бундестаг развивает прямые контакты с гражданами. Бундестаг – единственный федеральный орган, куда граждане бесплатно могут приходить ежедневно, чтобы осмотреть историческое здание, заглянуть через стекло в зал, где работают депутаты. На сайте граждане могут записаться на экскурсию в зал пленарных заседаний во время работы депутатов. В практике законодательного органа – выезды комитетов в те или иные кризисные города и на предприятия, за рубеж. Так, комплектом члены комитета по петициям (он занимается обращениями граждан) находились в России в 2009 г. Ранее так же всем комитетом приезжали в Россию депутаты, которые ответственны за политику в сфере науки. Бундестаг продолжает парламентскую практику для талантливых молодых иностранцев: ежегодно в ней принимают участие и 10 человек из России. Приезжая в Берлин, они работают в секретариатах комитетов, выполняют обязанности помощников депутатов Бундестага. Как известно, намерения Государственной Думы ФС РФ также принимать практикантов из-за рубежа закончились неудачей.
- Все это свидетельствует о том, что немцы стремятся укрепить политические и общественные достижения доцифровой эпохи возможностями информационных технологий, не допуская нарушений прав человека, не подвергая рискам свое федеративное государство.
|
|