Контакты

ООО "Институт энергии знаний"

Адрес: 121096 г.Москва, ул. 2-ая Филевская, д.7, корп. 6


Телефон: +79099176043

E-mail: energsnan@yandex.ru

Новости

07:45

К истории трансформаций государственного управления

Вышла из печати статья Т.С.Иларионовой "Исторические особенности формирования государственного управления в условиях геополитических трансформаций" в сборнике статей Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (Социальный потенциал модернизации России: материалы Х межвузовской научно-практической конференции РАГС. 27 апреля 2010 года; под общ.ред. А.И.Турчинова.- М.: Изд-во РАГС, 2010.- С. 47 – 51. – 0,3 п.л.). Текст статьи приводится ниже:

 

Татьяна Иларионова, доктор философских наук, профессор,

Генеральный директор Института энергии знаний

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ [1]

 

Подражательство, заимствования – человеческие черты, которые помогают выжить, научиться тому, что умеет и знает сосед. Заимствования помогают народам и странам добиться успехов в областях, в которых еще вчера не было никаких шансов на победы.

Заимствования касаются не только того, что можно сделать руками, но и идей – они перекидываются от народа к народу и начинают владеть умами всего мира, определять развитие человечества.

Огромную сферу идейных, культурных, технических заимствований  представляло собой на протяжении тысячелетий государственное управление. Все мало-мальски привлекательные новинки, все совершенствования  политической или административной власти сразу или постепенно  становились общим достоянием. Управление и организация труда были на протяжении веков и остаются сегодня сферой активных межгосударственых, транскультурных приобретений. Яркие примеры тут  демонстрировала Европы: сильным то или иное государство на континенте становилось благодаря тому, что оно начинало лучше управляться – более совершенной становилась его военная организация, а административная власть позволяла возводить на пик общественной пирамиды самого способного, успешного, мудрого. Этому учились остальные, они брали новые  социальные технологии на вооружение, по успешному примеру строили собственную жизнь. И если раньше на континенте повсеместно в лесах жили дикие племена, то затем по подобию императорского Рима создали свои монархии, то после Великой французской революции либерализацию общества осуществили даже те государства, которые на протяжении столетий были образцами абсолютизма.

Государство как институт не «изобреталось» по отдельности каждым из живущих на Земле народов. Это открытие древних передавалось диким племенам в ходе завоеваний (прекрасно Тацит писал о роли просвещенных римлян для германских племен), благодаря дружественным союзам или при молчаливом соперничестве. Модели управления, появившись в одной стране и доказав на «родине» свою эффективность, немедленно осваиваются в других странах. В России «Табель о рангах» создавалась по немецко-шведским аналогам  правовых актов и была для своего времени инновацией, введенной Петром I с единственной целью – сделать государственное управление в Российской империи эффективным, сопоставимым с теми системами управления, которые действовали за рубежом.

Высказанные в свое время Монтескье идеи о разделении властей нашли свое повсеместное воплощение, в том числе и в тоталитарных обществах, утвердившихся в 1930-х годах во многих странах мира. Государственное управление, сколько бы ни говорили в этот период советские теоретики, было калькой с систем администрирования зарубежных стран. И только так оно могло в тот момент выдержать конкуренцию со стороны других держав.

Показательно, что никакой изоляционизм отдельно взятой  страны не мешает им заимствовать управленческие практики соседей. Более того, передовые социальные технологии, взятые из-за рубежа, как правило, выдаются изоляционистскими режимами за собственные находки, не являясь таковыми ни по существу, ни на деле.

После Второй мировой войны синхронизация усилий приобрела глобальный характер. Теперь невозможно действовать и жить вне утвержденных универсалий. Всякий, кто не принимает их,- аутсайдер, он отстраняется от участия в принятии судьбоносных решений, лишается возможности активных действий в условиях все возрастающей всеобщности процессов.

В тесной связи с практикой управления развивалась и наука об управлении. На каждом этапе мы найдем немало примеров, когда в теорию значительный вклад вносили как раз те, кто сам строил государства  или налаживал новые производства. Связь экономики и государственного управления оставалась неразрывной. Управление - отражение тех процессов, которые  происходили и происходят в экономике. Особенно это касается организации производства и, как следствие, организации управления.

На протяжении длительного этапа начальной истории человечества, вплоть до Нового времени, основой экономики была семья. Именно здесь формировался способ производства, закладывались основы разделения труда,  передавались секреты мастерства. В это же время формируется власть, основанная исключительно на династическом способе ее передачи. Во многих странах утверждаются монархии, некоторые из них держали в своих руках бразды правления на протяжении столетий.

К европейским домам с такой прославленной и длительной историей относятся, в частности, Габсбурги[2]. Этот небогатый дворянский род утвердился сначала в Нидерландах, затем он стал править на испанской и австрийской землях, позже, в 1860-х годах один из Габсбургов – Максимиллиан – стал даже королем Мексики, тем самым «перекинув» ветвь своего рода через океан, но пробыл там на троне недолго - пал жертвой мексиканской революции.  Главный титул, какой получали в своей истории Габсбурги -  императоры Священной Римской империи германской нации, они заняли этот утверждаемый Папой Римским престол в результате выборов, но не упустили его в последующем, столетиями оставаясь основный политической силой в Европе. Семья для Габсбургов и других правящих европейских фамилий была воплощением политики, в которой ключевое значение имело заключение браков. Брак не по любви, а по расчету – с пользой для власти, во имя власти – был самым верным способом расширять и укреплять империю.

Династический способ «комплектования» власти имел точно такую же и административную власть: государственная служба состояла из семей, которые поставляли на одни и те же должности из поколения в поколения своих детей. В России дети дворян уже с рождения записывались служить в те или иные полки – так предопределялась их последующая жизнь, которая связывалась с военной службой. Целые династии выходили из привилегированных  домов, и родословная для таких служащих оставалась на протяжении столетий лучшей деловой рекомендацией.

Постепенно технический прогресс, новейшие открытия, облегчавшие труд и жизнь человека привели к качественным изменениям в экономике. Уже не семья, а незнакомые друг с другом люди вступали в хозяйственные отношения, расширение некогда кустарных производств искореняло кадровую политику в экономике, основанную на семейных связях. Карл Маркс в своем «Капитале» описал все трансформации современного ему общества – создаются акционерные общества, утверждается наемный труд, в ходе этой работы отбираются те, кто больше и лучше производит товаров, и семейные связи все больше и больше вытесняются из экономики. В политике это нашло свое отражение в буржуазных революциях – Великая Французская революция с лозунгами «Свобода. Равенство. Братство» установила, что с новым типом экономики будут господствовать и новые политические отношения – не династии, передающие власть от отца сыну, а выборы, свободное волеизъявление граждан – вот что теперь определяет, кто стоит у руля государства.

Это уничтожило и прежний порядок формирования административной власти: в министерства и ведомства приходят не династии чиновников, а те, кто может эффективно работать на государственной службе, кто способен сдать специальный экзамен, показать знания и навыки, необходимые для этой работы, кто выдерживает конкурс. В экономике – конкуренция, в политике – выборы, на государственной службе – конкурс. Этот новый конструкт социальных отношений позволил человечеству совершить гигантский скачок, сделать множество научных открытий, создать высокопроизводительные предприятия, фантастически улучшить условия существования людей, продлить их жизнь. 

Эта формула успеха: «Конкуренция, выборы, конкурс»,-  обеспечила в прошлом и обеспечивает сегодня такие передовые позиции странам Европы и Америки, которые остаются недосягаемыми для всех остальных.

Россия пошла по пути строительства рыночных отношений, в своей Конституции объявила себя демократическим государством, приняла законы в пользу доступа к государственной службе на основе знаний и компетенций претендентов на должность.

Но внедрена ли формула европейского успеха в наши общественно-политические практики?

Ответ на этот вопрос позволит, по нашему мнению, осознать, как именно нужно вести модернизацию страны.

 


[1] Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ № 09-01-00261а/р

[2] См.: McGuigan D.G. Familie Habsburg 1273 – 1918. Glanz und Elend eines Herrscherhauses/10.Auflage..- Wien – Muenchen: Amalthea Verlag  Gmbh, 2005.

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

© energsnan